|
"История античных религий" Ф.Ф. Зелинского V часть 1 (в двух книгах)
Содержание Предисловие автора ВСТУПЛЕНИЕ § 1. Задание имперского Рима в сравнении с заданием республиканского: эмансипация, а с ней и равноправие провинций относительно Италии, тогда как ранее – равноправие Италии относительно Рима. Вторая параллель: там – значение горной оси, т. е. Апеннин, для культурной роли Рима и Италии, здесь – значение морской оси, т. е. Средиземного моря для культурной роли Римской империи. Символичное стремление северной суши к отделенному морем южному брату, выражающееся в трех направленных к нему полуостровах, и соответствующее или более слабое стремление южной суши. § 2. Географический очерк. Северный Геркулесов столп: Испания и три ее провинции – Бетика, Лузитания и Тарракона. Галлия, ее древняя провинция Нарбонна и три новых: Бельгия, Кельтика и Аквитания. Роль Лугуна как связующего звена для трех Галлий. Германия Верхняя и Нижняя; рейнская граница и agri decumates. Пять придунайских провинций. Провинции Балканского полуострова: Македония, новый дельфийский амфиктион, Ахея. Британия. Провинции Малой Азии: Азия в собственном смысле, Вифиния, Лиция, Галатия, Понт, Каппадокия, Киликия. Сирия и евфратская граница. Аравия. Египет. Кирена. Африка в собственном значении. Нумидия. Южный Геркулесов столп, Мавритания. § 3. Исторический очерк. Август и августовская легенда. Директивы политики Августа. Их сохранение Тиберием. Калигула. Клавдий. Нерон и упадок августовской легенды. Год четырех императоров. Веспасиан и возможность возникновения флавиевской легенды. Тит. Домициан и невозможность флавиевской легенды. Нерва и Траян; возникновение антониевской легенды. Адриан. Антоний Пий. Марк Аврелий. Коммод и перелом антониевской легенды. Септимий Север: милитаризация и варваризация государства. Каракалла и равноправие провинций. Гелиогабал и упразднение остатков антониевской легенды. Александр Север. Эпоха Великой Смуты. Спаситель аврелианского государства. Домициан и династия Валериев. Новая смута и отщепление династии Константина Великого. Христианизация государства, прерванная краткой языческой реакцией Юлиана Отступника, прекратившейся после его смерти. II. МЕСТНЫЕ КУЛЬТЫ § 4. Испания; общеиберийские и локальные культы. Атаэцинаиinterpretatio romana, Navia. Матери. Банд. § 5. Галлия. Свидетельство Цезаря. Hesus-Меркурий. Росмерта. Borvo-Аполлон. Марс. Минерва. «Бог с молотом» Эпона. «Бог в буддийской позе». Suleviae. Матери. Матери-Марты. Храмы. Принесение в жертву животных и людей. Жрецы. Друидизм. Британия. Гиберния. Друидизм и пифагореизм. Базилика при Port Maggiore. Гора гиперборейцев и Монсальват. § 6. Британия. Уровни «августизации». Матери. Campestres. § 7. Альпийско-придунайские провинции. Juppiter Poeninus. Норик и его культ Исиды. Белен. Иллирик: Медавр. Борей-Бора. Фракийский Дионис и Сабасий. Вознесение Вибии. Фракийский наездник. § 8. Африка. Собственно африканские культы: Dii Mauri, обожествленные души Масиниссы и его потомков. Финикийские культы: Ваал-Сатурн, Танит-Целеста. Августизация Сатурна. Человеческие жертвоприношения и религиозная проституция. Заключение. III. ДРЕВНИЙ ОЛИМП § 9. Отношение к соответствующей главе во втором томе. Реформа Августа касалась только унаследованных от предков богов. Забота о храме; о жречестве. Август как Pontifex Maximus; как авгур; как член Священной коллегии, коллегии Полевых Братьев, коллегии фециалов. § 10. Капитолийская троица. Ее культ в провинциях как выражение лояльности Риму. Культ двенадцати богов. Di consectes. Их восхитительный храм на Форуме, переделанный Претекстатом. Их интеграция в понятии Всебога, Пантеоса, Пантеона. § 11. Зевс-Юпитер. Олимпийский Зевс в Афинах. Зевс-Сотер и боги Спасители – в Риме Conservatores или Salutares. Боги армейской религии. Гера-Юнона Олимипйская. Афина-Минерва. Минерва-Медика. Минерва Домициана. Арес-Марс. Mars Ultor, Mars Suus. Геракл-Геркулес. Геркулес как сын Юпитера в римских династиях. Геркулес Домициана. Коммод как Hercules romanus. Jovii и Herculii в династии Валериев. § 12. Гермес-Меркурий как бог прибыли. Гермесики и Гераклесики. Тессеры. Пан-Фавн-Сильван. Аполлон. Артемида – Диана Эфесская, Марсилийская, Неморенская и Авентинская. § 13. Веста и Янус. Деметра-Церера. Афродита-Венера. Гефест-Вулкан, бог уничтожающего огня. Посейдон-Нептун, бог не только моря? но и пресных вод. Дионис-Liber pater. § 14. Живучесть древнего Олимпа. Его так называемые последние судороги великого искусства. Статуи и статуэтки народной веры. Литература и эпитафии. Религия древнего Олимпа не умерла, но защищаясь, была убита. IV. КУЛЬТ ИМПЕРАТОРОВ § 15. Ошибочность разделения религий на монотеистические и политеистические. Уместность разделения на теократические и теантропические. Два пути теантропизма: инкарнация и апофеоз. Две разновидности апофеоза: обожествление живого и обожествление мертвого. Их применение к Востоку и Западу. Положение Августа: его сдержанность особенно в Риме. Затруднительное положение прислужничества и выход из него: обожествление добродетелей и благодеяний правителя. Августизация и ее уровни. § 16. Культ императоров, его разновидности и уровни. Культ умерших императоров – divorum. Ничего существенно нового в сравнении с республиканскими временами… Отдельные акты обожествления: консекрация, торжественное погребение (подробность: выпускание орла), почитаемые предметы культа (алтари, храмы, игрища, отмечание дня рожденья, жречество, братства) § 17. Культ живого императора. На Востоке: положение Августа только в связи с культом Ромы. На Западе: не императора, но его «гения». При этом в Риме – в связи с культом придорожных Ларов. § 18. Дальнейшее развитие: постепенное упразднение запретов. Lugdun, ara Ubiorum, храм Клавдия в Британии, нарбоннский алтарь, flamen Augusti. Разнообразие форм культа свидетельствует о инициативе не центральных властей, а отдельных сообществ. § 19. Проявление инициативы Августа: институция Августалов, особенно в их отношении к «севирам». Получение статуса вольноотпущенника. Организация молодежи. Тессеры и римские оды Горация. § 20. Обожествление императора в литературе. Вергилий: первая еклога, вступление к землячеству, Энеида. Гораций: инкарнация в оде I, 2. Сдержанность в отношении Августа, апофеоз только после смерти, при жизни только для простонародья. У Проперция перелом. У Овидия обильный уродай, но лишь после изгнания. Вершина при Домициане у Марциала. Наделение месяцев имени императора – тоже апофеоз. Julium sidus. Домициан. Марциал и Стаций. Легенда об обращении Стация в христианство. V. ВЕЛИКАЯ МАТЬ БОГОВ § 21. Перемещение ее культа в Рим. Роль Клавдии Квинты и Клавдиев в общем. Культ Матери – изначально частный культ рода Клавдиев. Attus Klausus и «авгур» Attus Navius. Алтарь Клавдии Syntyche и Navis Salvia. Праздник Купели и игрища. Миссия Баттака. § 22. Реформа императора Клавдия и весенний цикл праздников Матери. Белое и черное духовенство: жрецы и «галлы» с Архигаллом во главе. Является ли последний по0преджнему скопцом? § 23. Антониевская реформа: введение тавроболиев. Содержание и цель этого обряда: in aetemum renatus. «Красное крещение». Подчинение культу императора. Музыка в культе Матери. Его внешнее разветвление. § 24. Его внутренне разветвление: Пессинунт, Малая Азия, Сирия Балканский полуостров с Грецией во главе, Италия внеримская в двух центрах (Путеолы на юге и Аквилея на севере), Заальпийская Галлия, Испания (Navis), Африка. § 25. Родственные культы. Беллона, т. е. Mâ команская и ее фанаты. «Сирийская богиня» в описаниях Лукиана и Апулея. Два этих образа подходят под Мать; но под ее Аттиса – Men tyrannus. § 26. Что дал культ Матери римской религии? Усиление ее «женскости» В своем развитии он является дальнейшим шагом к христианству. VI. ИСИДА § 27. Отношение культа Исиды к культу Великой Матери; предметная (женскость) и эволюционная (обе эллинизированы Эвмолпидом Тимофеем) параллельность и противопоставление (Мать с самого начала была для Рима благоприязненной силой, Исида – враждебной). Часовни на Капитолии. Марк Аврелий и Клеопатра. Неприязнь Августа не только по политическим, но и по нравственным мотивам. Исида-содержательница публичного дома. Усиленная неприязнь Тиберия: скандал с Мундусом в роли Анубиса. Однако благосклонность Калигулы: основание храма Исиды Полевой. Облагораживание культа. § 28. Его описание у Апулея. Navigium Isidis. Три литании Исиды. Тройное посвящение. Что нашли поклонники Исиды в ее культе? Сладкое материнское сочувствие страданию несчастных. Исида-Фортуна зрящая. § 29. Внутреннее разветвление культа. Геркуланская роспись. Музыка. Внутренне разветвление. Дальнейшие судьбы римского культа после основания храма Полевой Исиды. Нерон. Флавии. Благосклонность Домициана, Антонинов, Северов. Пик в третьем столетии. Религиозная идиллия в четвертом. Трагедия в его конце: разрушение Серпейона в Александрии. Затухание в пятом столетии. Окончательная ликвидация при Юстиниане. VII. СОЛЯРНАЯ РЕЛИГИЯ § 30. От Антонинов до Северов. Новое религиозное чувство. Его вестники: Апулей, Аполлоний Тианский. «Салон» императрицы Юлии Домны. Слияние богов в образе бога-солнца. Дигрессия: солнечные герои: Гелиос-Илья Пророк-Илья Муромец. § 31. Государственный культ Солнца в древнем Риме. Его частный культ в роде Аврелиев. Сирийские Валы соответствуют и Юпитеру, и Солу. Юпитер Долихийский, Гелиополит. Эмесский Ваал и реформа Гелиогабала. Отношение Аврелиев имперской эпохи к культу солнца в разных формах. § 32. Пальмирский Ваал и реформа Аврелиана. Романизация этого Ваала. Agon Solis. Pontifices Solis. Рождение Solis Invicti 25-го декабря; знаменательность этой даты. § 33. Соляризм Аврелиана как религия высших классов, (High church) римского общества; в низах ей соответствовала религия Митры, также Непобедимого. Персидская родина митраизма и его путешествие через Месопотамию, Малую Азию в обход Греции – в Рим. Культ Митры в пещерах; как выглядел такой митреум. § 34. Образ Митры-Быкоубийцы. Экземпляр из Остенбуркен. Три его части. Часть первая: легенда о Митре. Теогоническое вступление; его чисто эллинский характер. Собственно легенда. Скала-родительница. Митра под деревом. Митра-угонщик быка. Митра и Гелиос. Охота на льва. Пир. Часть вторая: атрибуты. Зверинец. Cautes и Cautopates. Собрание богов. Львоглавец. § 35. Сцена быкоубийства. Ворон-вестник. Значение быкоубийства: космогоническое и эсхатологическое. Уровни посвящения. Свидетельство св. Иеронима; противоречие в отношении второго уровня. (nymphus-cryphius). Świadectwo Porfiriusza; trivum и quadrivium. Отношение к культу Митры; исключение женщин? Судьбы митраизма вплоть до христианизации. § 36. Теология соляризма. Солнце в народной религии. Система «халдеев». Солнце – бог-посредник (mesithes). Души и планетарные сферы: система семи главных грехов. Влияние планет и свобода воли: понятие anenergoetos. Содействующая любовь. Посидоний. Ошибочность семитофильской теории. VIII. ГЕРМЕТИЗМ § 37. Аркадия и аркадийцы. Гермес Аркадский. Герои аркадийского герметизма: Автолик и Одис. Первоначальная троица герметизма: Зевс, Гермес и Пан. § 38. Эсхатология этого герметизма: стих Эсхила. Его космогония: аркадийцы-преселениты. § 39. Страсбургская космогония. Преселенитность изначального народа в ее герметизме. Ее датировка. Ее троица создателей мира: Зевс, Гермес и Логос. Т. е. Логос заместил Пана. Сравнение со свидетельством Платона в «Кратиле». Развитие после спекуляций о логосе. Свидетельство Евангелиста Иоанна. § 40. Римский герметизм. Гермес-Меркурий является Логосом. Цицерон в De inventione. Свидетельство Варрона. Роль Эвандра Аркадийца. Снова мессиоанская ода Горация 1, 2: инкарнация Меркурия, т. е. Логоса. § 41. Греко-египетский герметизм Анаксагора, Диотимы, Арефа и Кирены. Гермес Трисмегист. Троица создателей мира: Высший Ум, Творческий Ум (демиург) и Логос. Герметический корпус Пимандром во главе. Влияние египетской религии: Гермес-Тот. Низший герметизм: искусство создания золота. Возникновение ал(химии). Высший герметизм. Постепенная детронизация Логоса в пользу богини Сигэ (Молчание). § 42. Космогония Пимандра. Влияние книги Бытие. Hylas и hyle (материя). Возникновение герметических общин. «Дева мира». § 43. Подчинеине герметизма императорам. Герметизм и христианство. Молитва Пимандра в сборнике христианских молитв. Герметизм в христианстве. Герметизм в эпоху Возрождения. IX. ЮЛИАН ОТСТУПНИК § 44. Ограничение темы: исключительно его отношение к жллинизму, т. е. языческой религии. Влияние Мардония: направляет его к Гомеру и Платону (демонология). § 45. Дальнейшее развитие платонизма: Плотин и неоплатонизм. Усиление двумирности Платона: есть мир идей и – по его образцу – видимый мир. Возможность соединения с потусторонним уже при жизни: экстаз. Как его достичь? Никак. Следует ожидать, пока он не наступит сам. § 46. Влияние Ямвлиха; его богословие – трехмирность (аналогия к ней – теория четырех измерений). Фаустовская природа Юлиана: Ямвлих нужен ему из-за его теургии. Эдесий, Хрисантий, Максим Эфесский. Влияние последнего на Юлиана. § 47. Религиозная философия Юлиана в его речах о царе Гелиосе («метафизическая алгебра») и о Великой Матери. Аллюзии на христианство здесь и там. § 48. От теории к практике. Двойная практика: во-первых – возобновление языческого культа. Ущерб при Констанции. Юлиан возобновляет жертвенный культ. Приказывает вернуть храмы. Разрушение храма Аполлона Дафнейского. Недоработки в возвращении к древнему. § 49. Во-вторых: реформа языческого культа. Она затрагивала три пункта: организация культа, его обрядовость (музыка, проповедь, статуи, исповедь) и роль жреца. Сходство этой «языческой церкви» с христианской. особенно с католической. Было ли это подражанием со стороны Юлиана? X. ЗАКЛЮЧЕНИЕ § 50. «Психостасия» судеб Юпитера и Христа. Чувствительная точка для нападок в эллинизме, памятники и обрядовость. Относительно мягкие меры Константина Великого. Более жестокие – Констанция. Борьба общества с реакцией Юлиана: разрушене храмов Аполлона Дафнейского и Аполлона Палатинского. Разрушение при Феодосии Серапейона в Александрии, вскоре после него – Марнейона в Газе и храма Целесты в Карфагене. Безрезультатность мер по защите искусства. § 50. Двойное значение античной религии – самой по себе, и как преддверия христианства. Линия развития религии от начала культуры до — ? Решение этого вопроса. Формула трехуровневости Comte’а, ее ошибочность в отношении отсутствия фактора рустикальности на втором и его неуместность на третьем уровне. Уместность понятия «рустикальность» в настоящем произведении. Что дала и что отняла реформация с этой точки зрения. Настоящая легенда и подложная легенда. История религии – особенно античной – с протестантской или с католической точки зрения? Отношение автора настоящего произведения. Предупреждение: компрометирующие. Его опыт пребывания в Риме и в стране. § 52. Отношение настоящего, пятого, тома ко второму – параллелизм или антагонизм? Последнее решение опирается на допущение «ориентализации» античной религии в эпоху римской империи. Популяризаторы этой теории: относительно умеренный – Кюмон, и фанатичный – Reitzenstein. Скорее следует говорить о романизации восточных наслоений. § 53. Линия развития вечной мужественности в античной религии. Тайна бога-отца и бога-сына. Аполлон – Гелиос – а кто дальше? Линия вечной женственности в той же религии: Мать-земля – Деметра Элевсинская – Мать Богов и Исида Тимофея – а кто дальше? Соединение обеих линий в католицизме. Анонс шестого тома. С этим товаром обычно покупают:
|