Телефоны: в Москве +7 917 573-77-71

"История античных религий" Ф.Ф. Зелинского V том (в двух книгах)



     
Цена: 1500 Руб.

Производитель: "Квадривиум" 2017

Перевод И. Г. Бея.

под редакцией Т.Г.Сидаша и  С.Д. Сапожниковой

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДПИСКА ЗАКРЫТА

 Содержание

Предисловие автора
 
ВСТУПЛЕНИЕ
 
§ 1. Задание имперского Рима в сравнении с заданием республиканского: эмансипация, а с ней и равноправие провинций относительно Италии, тогда как ранее – равноправие Италии относительно Рима. Вторая параллель: там – значение горной оси, т. е. Апеннин, для культурной роли Рима и Италии, здесь – значение морской оси, т. е. Средиземного моря для культурной роли Римской империи. Символичное стремление северной суши к отделенному морем южному брату, выражающееся в трех направленных к нему полуостровах, и соответствующее или более слабое стремление южной суши.
§ 2. Географический очерк. Северный Геркулесов столп: Испания и три ее провинции – Бетика, Лузитания и Тарракона. Галлия, ее древняя провинция Нарбонна и три новых: Бельгия, Кельтика и Аквитания. Роль Лугуна как связующего звена для трех Галлий. Германия Верхняя и Нижняя; рейнская граница и agri decumates. Пять придунайских провинций. Провинции Балканского полуострова: Македония, новый дельфийский амфиктион, Ахея. Британия. Провинции Малой Азии: Азия в собственном смысле, Вифиния, Лиция, Галатия, Понт, Каппадокия, Киликия. Сирия и евфратская граница. Аравия. Египет. Кирена. Африка в собственном значении. Нумидия. Южный Геркулесов столп, Мавритания.
§ 3. Исторический очерк. Август и августовская легенда.  Директивы политики Августа. Их сохранение Тиберием. Калигула. Клавдий. Нерон и упадок августовской легенды. Год четырех императоров. Веспасиан и возможность возникновения флавиевской легенды. Тит. Домициан и невозможность флавиевской легенды. Нерва и Траян; возникновение антониевской легенды. Адриан. Антоний Пий. Марк Аврелий. Коммод и перелом антониевской легенды. Септимий Север: милитаризация и варваризация государства. Каракалла и равноправие провинций. Гелиогабал и упразднение остатков антониевской легенды. Александр Север. Эпоха Великой Смуты. Спаситель аврелианского государства. Домициан и династия Валериев. Новая смута и отщепление династии Константина Великого. Христианизация государства, прерванная краткой языческой реакцией Юлиана Отступника, прекратившейся после его смерти.
 
II. МЕСТНЫЕ КУЛЬТЫ
§ 4. Испания; общеиберийские и локальные культы. Атаэцинаиinterpretatio romana, Navia. Матери. Банд.
§ 5. Галлия. Свидетельство Цезаря. Hesus-Меркурий. Росмерта. Borvo-Аполлон. Марс. Минерва. «Бог с молотом» Эпона. «Бог в буддийской позе». Suleviae. Матери. Матери-Марты. Храмы. Принесение в жертву животных и людей. Жрецы. Друидизм. Британия. Гиберния. Друидизм и пифагореизм. Базилика при Port Maggiore. Гора гиперборейцев и Монсальват.
§ 6. Британия. Уровни «августизации». Матери. Campestres.
§ 7. Альпийско-придунайские провинции. Juppiter Poeninus. Норик и его культ Исиды. Белен. Иллирик: Медавр. Борей-Бора. Фракийский Дионис и Сабасий. Вознесение Вибии. Фракийский наездник.
§ 8. Африка. Собственно африканские культы: Dii Mauri, обожествленные души Масиниссы и его потомков. Финикийские культы: Ваал-Сатурн, Танит-Целеста. Августизация Сатурна. Человеческие жертвоприношения и религиозная проституция. Заключение.
 
III. ДРЕВНИЙ ОЛИМП
§ 9. Отношение к соответствующей главе во втором томе. Реформа Августа касалась только унаследованных от предков богов. Забота о храме; о жречестве. Август как Pontifex Maximus; как авгур; как член Священной коллегии, коллегии Полевых Братьев, коллегии фециалов.
§ 10. Капитолийская троица. Ее культ в провинциях как выражение лояльности Риму. Культ двенадцати богов. Di consectes. Их восхитительный храм на Форуме, переделанный Претекстатом. Их интеграция в понятии Всебога, Пантеоса, Пантеона.
§ 11. Зевс-Юпитер. Олимпийский Зевс в Афинах. Зевс-Сотер и боги Спасители – в Риме Conservatores или Salutares. Боги армейской религии. Гера-Юнона Олимипйская. Афина-Минерва. Минерва-Медика. Минерва Домициана. Арес-Марс. Mars Ultor, Mars Suus. Геракл-Геркулес. Геркулес как сын Юпитера в римских династиях. Геркулес Домициана. Коммод как Hercules romanus. Jovii и Herculii в династии Валериев.
§ 12. Гермес-Меркурий как бог прибыли. Гермесики и Гераклесики. Тессеры. Пан-Фавн-Сильван. Аполлон. Артемида – Диана Эфесская, Марсилийская, Неморенская и Авентинская.
§ 13. Веста и Янус. Деметра-Церера. Афродита-Венера. Гефест-Вулкан, бог уничтожающего огня. Посейдон-Нептун, бог не только моря? но и пресных вод. Дионис-Liber pater.
§ 14. Живучесть древнего Олимпа. Его так называемые последние судороги великого искусства. Статуи и статуэтки народной веры. Литература и эпитафии. Религия древнего Олимпа не умерла, но защищаясь, была убита.
 
IV. КУЛЬТ ИМПЕРАТОРОВ
§ 15. Ошибочность разделения религий на монотеистические и политеистические. Уместность разделения на теократические и теантропические. Два пути теантропизма: инкарнация и апофеоз. Две разновидности апофеоза: обожествление живого и обожествление мертвого. Их применение к Востоку и Западу. Положение Августа: его сдержанность особенно в Риме. Затруднительное положение прислужничества и выход из него: обожествление добродетелей и благодеяний правителя. Августизация и ее уровни.
§ 16. Культ императоров, его разновидности и уровни. Культ умерших императоров – divorum. Ничего существенно нового в сравнении с республиканскими временами… Отдельные акты обожествления: консекрация, торжественное погребение (подробность: выпускание орла), почитаемые предметы культа (алтари, храмы, игрища, отмечание дня рожденья, жречество, братства)
§ 17. Культ живого императора. На Востоке: положение Августа только в связи с культом Ромы. На Западе: не императора, но его «гения». При этом в Риме – в связи с культом придорожных Ларов.
§ 18. Дальнейшее развитие: постепенное упразднение запретов. Lugdun, ara Ubiorum, храм Клавдия в Британии, нарбоннский алтарь, flamen Augusti. Разнообразие форм культа свидетельствует о инициативе не центральных властей, а отдельных сообществ.
§ 19. Проявление инициативы Августа: институция Августалов, особенно в их отношении к «севирам». Получение статуса вольноотпущенника. Организация молодежи. Тессеры и римские оды Горация.
§ 20. Обожествление императора в литературе. Вергилий: первая еклога, вступление к землячеству, Энеида. Гораций: инкарнация в оде I, 2. Сдержанность в отношении Августа, апофеоз только после смерти, при жизни только для простонародья. У Проперция перелом. У Овидия обильный уродай, но лишь после изгнания. Вершина при Домициане у Марциала. Наделение месяцев имени императора – тоже апофеоз. Julium sidus. Домициан. Марциал и Стаций. Легенда об обращении Стация в христианство.
 
V. ВЕЛИКАЯ МАТЬ БОГОВ
§ 21. Перемещение ее культа в Рим. Роль Клавдии Квинты и Клавдиев в общем. Культ Матери – изначально частный культ рода Клавдиев. Attus Klausus и «авгур» Attus Navius. Алтарь Клавдии Syntyche и Navis Salvia. Праздник Купели и игрища. Миссия Баттака.
§ 22. Реформа императора Клавдия и весенний цикл праздников Матери. Белое и черное духовенство: жрецы и «галлы» с Архигаллом во главе. Является ли последний по0преджнему скопцом?
§ 23. Антониевская реформа: введение тавроболиев. Содержание и цель этого обряда: in aetemum renatus. «Красное крещение». Подчинение культу императора. Музыка в культе Матери. Его внешнее разветвление.
§ 24. Его внутренне разветвление: Пессинунт, Малая Азия, Сирия Балканский полуостров с Грецией во главе, Италия внеримская в двух центрах (Путеолы на юге и Аквилея на севере), Заальпийская Галлия, Испания (Navis), Африка.
§ 25. Родственные культы. Беллона, т. е. Mâ команская и ее фанаты. «Сирийская богиня» в описаниях Лукиана и Апулея. Два этих образа подходят под Мать; но под ее Аттиса – Men tyrannus.
§ 26. Что дал культ Матери римской религии? Усиление ее «женскости» В своем развитии он является дальнейшим шагом к христианству.
 
VI. ИСИДА
§ 27. Отношение культа Исиды к культу Великой Матери; предметная (женскость) и эволюционная (обе эллинизированы Эвмолпидом Тимофеем) параллельность и противопоставление (Мать с самого начала была для Рима благоприязненной силой, Исида – враждебной). Часовни на Капитолии. Марк Аврелий и Клеопатра. Неприязнь Августа не только по политическим, но и по нравственным мотивам. Исида-содержательница публичного дома. Усиленная неприязнь Тиберия: скандал с Мундусом в роли Анубиса. Однако благосклонность Калигулы: основание храма Исиды Полевой. Облагораживание культа.
§ 28. Его описание у Апулея. Navigium Isidis. Три литании Исиды. Тройное посвящение. Что нашли поклонники Исиды в ее культе? Сладкое материнское сочувствие страданию несчастных. Исида-Фортуна зрящая.
§ 29. Внутреннее разветвление культа. Геркуланская роспись. Музыка. Внутренне разветвление. Дальнейшие судьбы римского культа после основания храма Полевой Исиды. Нерон. Флавии. Благосклонность Домициана, Антонинов, Северов. Пик в третьем столетии. Религиозная идиллия в четвертом. Трагедия в его конце: разрушение Серпейона в Александрии. Затухание в пятом столетии. Окончательная ликвидация при Юстиниане.
 
VII. СОЛЯРНАЯ РЕЛИГИЯ
§ 30. От Антонинов до Северов. Новое религиозное чувство. Его вестники: Апулей, Аполлоний Тианский. «Салон» императрицы Юлии Домны. Слияние богов в образе бога-солнца. Дигрессия: солнечные герои: Гелиос-Илья Пророк-Илья Муромец.
§ 31. Государственный культ Солнца в древнем Риме. Его частный культ в роде Аврелиев. Сирийские Валы соответствуют и Юпитеру, и Солу. Юпитер Долихийский, Гелиополит. Эмесский Ваал и реформа Гелиогабала. Отношение Аврелиев имперской эпохи к культу солнца в разных формах.
§ 32. Пальмирский Ваал и реформа Аврелиана. Романизация этого Ваала. Agon Solis. Pontifices Solis. Рождение Solis Invicti 25-го декабря; знаменательность этой даты.
§ 33. Соляризм Аврелиана как религия высших классов, (High church) римского общества; в низах ей соответствовала религия Митры, также Непобедимого. Персидская родина митраизма и его путешествие через Месопотамию, Малую Азию в обход Греции – в Рим. Культ Митры в пещерах; как выглядел такой митреум.
§ 34. Образ Митры-Быкоубийцы. Экземпляр из Остенбуркен. Три его части. Часть первая: легенда о Митре. Теогоническое вступление; его чисто эллинский характер. Собственно легенда. Скала-родительница. Митра под деревом. Митра-угонщик быка. Митра и Гелиос. Охота на льва. Пир. Часть вторая: атрибуты. Зверинец. Cautes и Cautopates. Собрание богов. Львоглавец.
§ 35. Сцена быкоубийства. Ворон-вестник. Значение быкоубийства: космогоническое и эсхатологическое. Уровни посвящения. Свидетельство св. Иеронима; противоречие в отношении второго уровня. (nymphus-cryphius). Świadectwo Porfiriusza; trivum и quadrivium. Отношение к культу Митры; исключение женщин? Судьбы митраизма вплоть до христианизации.
§ 36. Теология соляризма. Солнце в народной религии. Система «халдеев». Солнце – бог-посредник (mesithes). Души и планетарные сферы: система семи главных грехов. Влияние планет и свобода воли: понятие anenergoetos. Содействующая любовь. Посидоний. Ошибочность семитофильской теории.
 
VIII. ГЕРМЕТИЗМ
§ 37. Аркадия и аркадийцы. Гермес Аркадский. Герои аркадийского герметизма: Автолик и Одис. Первоначальная троица герметизма: Зевс, Гермес и Пан.
§ 38. Эсхатология этого герметизма: стих Эсхила. Его космогония: аркадийцы-преселениты.
§ 39. Страсбургская космогония. Преселенитность изначального народа в ее герметизме. Ее датировка. Ее троица создателей мира: Зевс, Гермес и Логос. Т. е. Логос заместил Пана. Сравнение со свидетельством Платона в «Кратиле». Развитие после спекуляций о логосе. Свидетельство Евангелиста Иоанна.
§ 40. Римский герметизм. Гермес-Меркурий является Логосом. Цицерон в De inventione. Свидетельство Варрона. Роль Эвандра Аркадийца. Снова мессиоанская ода Горация 1, 2: инкарнация Меркурия, т. е. Логоса.
§ 41. Греко-египетский герметизм Анаксагора, Диотимы, Арефа и Кирены. Гермес Трисмегист. Троица создателей мира: Высший Ум, Творческий Ум (демиург) и Логос. Герметический корпус Пимандром во главе. Влияние египетской религии: Гермес-Тот. Низший герметизм: искусство создания золота. Возникновение ал(химии). Высший герметизм. Постепенная детронизация Логоса в пользу богини Сигэ (Молчание).
§ 42. Космогония Пимандра. Влияние книги Бытие. Hylas и hyle (материя). Возникновение герметических общин. «Дева мира».
§ 43. Подчинеине герметизма императорам. Герметизм и христианство. Молитва Пимандра в сборнике христианских молитв. Герметизм в христианстве. Герметизм в эпоху Возрождения.
 
IX. ЮЛИАН ОТСТУПНИК
§ 44. Ограничение темы: исключительно его отношение к жллинизму, т. е. языческой религии. Влияние Мардония: направляет его к Гомеру и Платону (демонология).
§ 45. Дальнейшее развитие платонизма: Плотин и неоплатонизм. Усиление двумирности Платона: есть мир идей и – по его образцу – видимый мир. Возможность соединения с потусторонним уже при жизни: экстаз. Как его достичь? Никак. Следует ожидать, пока он не наступит сам.
§ 46. Влияние Ямвлиха; его богословие – трехмирность (аналогия к ней – теория четырех измерений). Фаустовская природа Юлиана: Ямвлих нужен ему из-за его теургии. Эдесий, Хрисантий, Максим Эфесский. Влияние последнего на Юлиана.
§ 47. Религиозная философия Юлиана в его речах о царе Гелиосе («метафизическая алгебра») и о Великой Матери. Аллюзии на христианство здесь и там.
§ 48. От теории к практике. Двойная практика: во-первых – возобновление языческого культа. Ущерб при Констанции. Юлиан возобновляет жертвенный культ. Приказывает вернуть храмы. Разрушение храма Аполлона Дафнейского. Недоработки в возвращении к древнему.
§ 49. Во-вторых: реформа языческого культа. Она затрагивала три пункта: организация культа, его обрядовость (музыка, проповедь, статуи, исповедь) и роль жреца. Сходство этой «языческой церкви» с христианской. особенно с католической. Было ли это подражанием со стороны Юлиана?
 
X. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
§ 50. «Психостасия» судеб Юпитера и Христа. Чувствительная точка для нападок в эллинизме, памятники и обрядовость. Относительно мягкие меры Константина Великого. Более жестокие – Констанция. Борьба общества с реакцией Юлиана: разрушене храмов Аполлона Дафнейского и Аполлона Палатинского. Разрушение при Феодосии Серапейона в Александрии, вскоре после него – Марнейона в Газе и храма Целесты в Карфагене. Безрезультатность мер по защите искусства.
§ 50. Двойное значение античной религии – самой по себе, и как преддверия христианства. Линия развития религии от начала культуры до — ? Решение этого вопроса. Формула трехуровневости Comte’а, ее ошибочность в отношении отсутствия фактора рустикальности на втором и его неуместность на третьем уровне. Уместность понятия «рустикальность» в настоящем произведении. Что дала и что отняла реформация с этой точки зрения. Настоящая легенда и подложная легенда. История религии – особенно античной – с протестантской или с католической точки зрения? Отношение автора настоящего произведения. Предупреждение: компрометирующие. Его опыт пребывания в Риме и в стране.
§ 52. Отношение настоящего, пятого, тома ко второму – параллелизм или антагонизм? Последнее решение опирается на допущение «ориентализации» античной религии в эпоху римской империи. Популяризаторы этой теории: относительно умеренный – Кюмон, и фанатичный – Reitzenstein. Скорее следует говорить о романизации восточных наслоений.
§ 53. Линия развития вечной мужественности в античной религии. Тайна бога-отца и бога-сына. Аполлон – Гелиос – а кто дальше? Линия вечной женственности в той же религии: Мать-земля – Деметра Элевсинская – Мать Богов и Исида Тимофея – а кто дальше? Соединение обеих линий в католицизме. Анонс шестого тома.
 



С этим товаром обычно покупают:

"История античных религий" Ф.Ф. Зелинского V том (в двух книгах) 1500 Руб.

Артикул: 507

"История античных религий" Ф.Ф. Зелинского V том (в двух книгах),

Перевод И. Г. Бея.

под редакцией Т.Г.Сидаша и  С.Д. Сапожниковой

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДПИСКА ЗАКРЫТА




Дион Хризостом. Кинические речи Руб.

Артикул: 442

Дион Хризостом. Кинические речи,

Дион Хризостом — знаменитый оратор I в. н. э. — прожил долгую и богатую как внутренними, так и внешними событиями жизнь. Будучи в юности приверженцем движения второй софистики, он пережил затем киническую и стоическую эпохи жизни. Благодаря этому, в корпусе его сочинений сохранились уникальные тексты, передающие дух и стиль кинического движения в ранней Империи. Помимо научного интереса, его речи доставят читателю немалое удовольствие как памятники изящной словесности, принадлежащие одному из остроумнейших и ироничнейших писателей древности.

Перевод с древнегреческого, статья, комментарии Т.Г. Сидаш

Художник Е.С. Белякова

Редактор С.Д. Сапожникова




"История античных религий" Ф.Ф. Зелинского IV том 1200 Руб.

Артикул: 480

"История античных религий" Ф.Ф. Зелинского IV том,

Настоящая книга представляет собой четвертый том монументального труда великого русского филолога Ф. Ф. Зелинского «История античных религий». Если два первых тома были известны русскому читателю по изданиям начала XX века и переизданиям в постсоветский период, то третий и четвертый тома впервые переведены нами с польского языка, на котором были написаны остальные тома, создававшиеся ученым в 20-40-х годах в Польше и Германии. Для широкого круга читателей, интересующихся историей религий.

Перевод с польского  И.Г. Бея,
под редакцией Т.Г.Сидаша и  С.Д. Сапожниковой

Над книгой работали: 
Обложка, иллюстрации, Болгова Е.А.,
А.В.Войцехович (перевод с латинского), В.М. Линейкин (перевод с немецкого)







© 2012 — 2019 Книжный магазин
Издательского проекта «Квадривиум»

© Иллюстрация Дмитрия Воронцова

Сделано в студии «Джембэнд»
  • Список библиотек

  • Карта сайта

  • О защите персональной информации

  • Обратная связь
  • Телефоны:
    в Москве +7 917 573-77-71
    в Санкт-Петербурге: +7 931 217-9-217

    Эл. адрес: shop@neizdat.ru

    Адрес издательства: 195253, Санкт-Петербург,
    ул. Маршала Тухачевского, д.9
    Время работы Магазина :
    Пн.- Пт.: 10.00 – 19.00